Женщина, которую уважали в Псыгансу (Кушхова Тамара Шупаговна)

 

Женщина, которую уважали в Псыгансу

(Кушхова Тамара Шупаговна)


Шупаго Кудаев из селения Ахлово с малых лет был энергичным, предприимчивым человеком. У него было много друзей и родственников во всех уголках Кабарды, дела в различных местах, поэтому он часто бывал в разъездах. В одной из поездок в Жемталу он на свадьбе увидел красивую девушку и, как это часто бывает, влюбился в нее, захотел жениться. Мажаговы были состоятельные люди, известная и влиятельная фамилия, но Кудаев Алимырза и четверо его сыновей тоже были достаточно влиятельными, поэтому препятствий для соединения судеб Шупаго и Куарако не обнаружилось. Забирали ее торжественно на десяти тачанках и с 15 сопровождающими всадниками.

Как и положено, пошли дети. Мальчика назвали Хасан, а девочку – Тамара. Все было отлично, жили они прекрасно, душа в душу. Материальному положению можно было только завидовать. Предприимчивый Шупаго разводил лошадей для армии, держал трактир в Моздоке, имел там же магазин, товары для которого закупал в дальних странах, в том числе сам не раз ездил за ними в Иран, Турцию.

Беда пришла неожиданно. От неизвестной болезни скончалась красавица Куарако. Приехавшие на похороны ее родственники захотели забрать с собой Тамару, аргументируя тем, что она будет им напоминать сестру.

Вскоре беды добавилось, всех близких Тамары не стало: и отца в Джиляхстаней, и родственников по линии матери осудила «тройка» и как кулаков, врагов народа сослали в Сибирь и Дальний Восток, откуда они больше не вернулись. Маленькую Тамару взяла к себе бездетная семья Кургоко Шибзухова из Псыгансу – они приходились ей родственниками по материнской линии. Новая семья приняла девочку душевно, любила ее и лелеяла, но и с ними ей не суждено было жить. Они тоже умерли, а Тамару приютил брат Кургоко – Исмел. Это был единственный выход, так как власть не хотела видеть живым ни одного Мажагова, а детишек отдавали в детские дома, причем раскидывали их по всей России, чтобы они не могли общаться. Такую же участь, безусловно, ожидала бы и несчастную девочку, если бы не жест доброй воли Исмела.

Как же так, что за судьба собрала воедино все беды? - подумает иной читатель, но это была еще только часть несчастий, выпавшей на долю Тамары. Так получилось, что она жила, постоянно преодолевая невероятные трудности, превозмогая боль утрат и надеясь на лучшее.

Годы шли, Тамара росла. В селе всем все известно. Люди видели, какая умная, воспитанная и трудолюбивая растет девочка. Она никогда не оставляла дела на завтра, никогда не пререкалась со старшими, не ходила по улицам без дела.

В тот же период в только что открывшейся Псыгансуевской школе работал симпатичный, образованный и воспитанный молодой человек – Мухарби Кушхов. Они как-то познакомились, понравились друг другу. На редких и мимолетных встречах договорились пожениться и не считали нужным это скрывать. Конечно, злые языки шептали, что не пара эта сиротка красивому и образованному Мухарби, но его родители твердо и однозначно обозначили свою позицию: наш сын женится на той, на ком ему захочется.

Семья у молодого Кушхова получилась на загляденье. Эта чета любила друг друга, они сияли счастьем. Они любили эту жизнь и жизнь, казалось благоприятна к ним. Они хотели делать добро, хотели, чтобы все также были счастливы. И когда однажды осиротела жившая неподалёку девочка Раузат, Тамара настояла, чтобы они приютили девочку. Детей у них еще не было, правда, Тамара уже ждала ребенка, когда Мухарби призвали в армию. Радости в этом было мало, но никто особо не огорчился – армии на то и существуют, чтобы в них служили настоящие мужчины. Это так, но прошло всего полгода и пришла проклятая бумага, в которой сообщалось, что 14 мая 1940 года в боях за укрепление границ СССР смертью храбрых пал рядовой Кушхов Мухарби Фицевич.

Это был сильный удар для благополучной семьи, которая строила свои планы с главным участником. И этот человек, на которого все ориентировались, как на будущего хозяина семьи, как на будущего отца еще не родившегося ребенка, был мертв. Это в голове не укладывалось, но теперь предстояло жить с этим.

Вдовья жизнь никогда не была сладкой. В войну и послевоенные годы таких в нашей стране будет очень много. Жизнь, которую они прожили, назвать таковой можно лишь с очень большой натяжкой – работа днем и ночью, тяжелая физическая нагрузка, голод и холод, нехватка мужских рабочих рук, да и мужчин, отсутствие возможности учиться, улучшить эту жизнь – вот что сопровождало этих женщин. Однако, Тамара Шупаговна немного раньше, чем остальные, познала эту самую вдовью жизнь. Кроме изнуряющей работы в период войны и после войны, необходимости нести не только обязанности уважительной снохи, нужно было еще переваривать собственную беду. Были и такие мужчины, которые засматривались на молодую вдову, но Тамара никогда и никому ни разу не дала повода говорить о себе что-либо неприличное. Даже на предложение свекрови Кулицы выйти замуж, если поступят такие предложения, она вежливо отказалась и твердо попросила ее больше не поднимать эту тему.

С другой стороны, как бы трудно не пришлось Тамаре, она волей-неволей сравнивала собственную жизнь с судьбой родных оставшихся на другом берегу Терека в далеком Нижнем Курпе. Из отрывочных сведений, поступавших оттуда, она знала, что ее отец так и не вернулся из ссылки в Сибирь. Его вторую жену с детьми выгнали из родного дома, имущество отца конфисковали, и эти несчастные жили в погребе, которую соорудили родственники. Жену Шупаго назвали «лишенцем» (лишили политических прав, не пускали в колхоз) и она с детьми жили на то, что тайком от властей дадут родственники. От холода, голода и болезней умерли двое ее маленьких сводных братьев. Сравнение было в пользу Тамары, и она радовалась, что в свое время ее забрали родственники по матери. Как бы трудно не было, она, к ее счастью, не подвергалась унижениям и оскорблениям, ее не считали врагом народа, как ее отца и ее родного брата Хасана.

Человек привыкает ко всему, в том числе и к горестям, которые на него навалились, к трудностям. Потихоньку наладилась жизнь и у Тамары Шупаговны. Естественно, никто не может знать, что она испытывала в длинные ночи, в одиночку вынужденная мучительно думать и думать, как лучше жить, что делать. Спасением был труд, самозабвенный, упорный, который не оставлял места разным ненужным ей мыслям. Радовал и результат от таких усилий, радовали премии, грамоты и другие знаки поощрения, была надежда на более лучшую жизнь, на счастливую старость. Такую надежду давал подрастающий сын Лиуан – очень похожий на отца, очень правильный и серьезный парень, и она считала своим долгом сделать так, чтобы он ею гордился. Она была в числе тех, кто копал колхозные земли лопатой, кто в снег ломал колхозную кукурузу, кто пахал коровами – много своего пота и сил вложила она в восстановление Псыгансу и колхоза.

Люди видели эту самоотдачу и уважали ее. Их уважение проявлялось добрым отношением сельчан к ней, к маленькому Лиуану. Каждый раз ее избирали депутатом сельского Совета, членом правления колхоза. Такие вещи только сейчас воспринимаются, как второстепенные, как не очень важные, но тогда, в послевоенные годы, когда люди были попроще и могли говорить все, что они думают, избирательные кампании, особенно, на сельском уровне, были жизненно важны. Удостоена она была и великой чести быть избранной в Верховный Совет КБАССР.

Это было в 1967 году. Выдвижению на звание депутата такого высокого уровня предшествовало ее назначение заведующей колхозной птице-товарной фермой. К тому времени ферма была крайне запущенной и ужасно убыточной. Легче было бы вовсе ее закрыть, но планы хозяйству уже давно спущены и не выполнять их райком не даст. Все эти нюансы длинно и долго обсуждались на правлении колхоза, членом которого была Тамара Шупаговна, но эти разговоры ничем не помогли. Председатель колхоза Мухадин Хараев, говорят, пристально посмотрел на Тамару Шупаговну и предложил назначить ее заведующей. Она особо не возражала, но ее смущало отсутствие опыта руководителя.

Тем не менее, рьяно взялась за дело, набрала хороших, трудолюбивых работниц, убрала нечистых на руку. Пересмотрела рацион кормления и состав корма. Она никогда не училась птицеводству, но дома всегда имелась живность, и она знала, что их нужно вовремя кормить, поить. Кроме этого проконсультировалась в других селениях, где дела шли удачно. Исключила непредвиденные расходы, ни за что не отдавала кур-несушек на убой.

Дела пошли лучше. Уже через полгода ферма стала прибыльной и руководство села не нарадовалось тому, что еще одна отрасль имеет завидные результаты. И, конечно, все понимали, что это результат добросовестного труда и высокой ответственности Тамары Шупаговны. Ее наградили орденом Трудового Красного Знамени, медалями, многочисленными грамотами. Депутатство, если оно, конечно, высшего органа власти, дает немало преимуществ. Многие избранники пользовались этим, чтобы улучшить свои дела. Кто-то добивался выделения легкового автомобиля, другой устраивал дела своих детей, но Тамара Шупаговна направляла свои усилия на благополучие Псыгансу. Очень достойный человек, учитель школы и сельский корреспондент Мухарби Унагасов писал в те годы, что благодаря настойчивости Тамары Кушховой, ее депутатским запросам были заасфальтированы две улицы в Псыгансу, построены комплекс для крупного рогатого скота, кошара для овец, а также здания второй и третьей школ. Успехи на работе, благополучие в семье, примерный и любящий сын, почет и уважение на работе, в селении – все эти факторы вдохновляли Тамару Шупаговну, делали ее сильнее.

Лиуан вырос настоящим мужчиной, трудягой и работал шофером в колхозе, женился на красавице Дине. Раузат тоже вышла замуж. Кулица была здорова, справлялась с домашними делами – идиллия, да и только. Ничто не предвещало беды, но однажды, на выезде из автогаража, на Лиуана, на единственного ее сына наехала машина.

Нелепая смерть, а смерть не бывает не нелепой, сына, ее единственной надежды на случай старости, сильно сказалась на благополучии семьи. Детей нет, правда сноха была на сносях. Умерла и Кулица, которая стала ей как мать родная. Люди говорили, что они за долгую совместную жизнь никогда друг другу не сказали горького слова, никогда у них не было повода для обид или распрей. Это был яркий, жизнеутверждающий пример добрых взаимоотношений и взаимопонимания свекрови и снохи. Жить вроде стало и незачем, но Тамара Шупаговна была не из тех, кто так быстро опускает руки. Теперь она решила, что будет жить ради маленькой Нели, которая родилась вскоре после похорон. Работа, хоть и отнимала много сил, но и отвлекала от горьких дум о несправедливости бытия, о собственной тяжкой доле, о многочисленных примерах явной несправедливости.

Время шло, внучка-красавица росла, отношения между свекровью и снохой были красивые, Дина радовала искренними своими чувствами. Однако, жизнь не всегда идет по нужному сценарию – уж в этом много раз убеждалась Тамара Шупаговна. На этот раз сюрприз не был печальным – Дина на своем пути встретила любовь. Наусби Карданов полюбил ее и готов был взять в жены с девочкой. В наличии дочери он, добрая душа, не видел ничего плохого. Дина все рассказала свекрови и добавила, что сделает так, как она сочтет правильным. Недолго думая, Тамара Шупаговна согласилась на брак Дины, но с одним условием: Неля остается у нее. Надо будет, они в любое время могут к ней приехать. На том и решили. Пройдет время и от этого прекрасного брака будут рождены достойный человек, будущий Олимпийский чемпион и великолепный человек, ныне заместитель Председателя Парламента КБР Мурат Карданов и не менее великолепный мужчина и бизнесмен Хасан Карданов. Неля сноха Акежевых из Старого Черека, у нее свои дети. Теперь есть и два брата, и она счастлива. Все-таки жизнь часто поворачивается к людям и светлой стороной. Нет сомнения, что душа Тамары Шупаговны радуется тому, что ее потомки живут лучше, чем она сама.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему

ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ С ПОЛОВИНОЙ ГОЛОВЫ