Елисеев Евгений Александрович

 



Евгений Александрович Елисеев – известный советский партийный и общественно-политический деятель. В 1985-1990 годах работал первым секретарем Кабардино-Балкарского обкома КПСС.

Он родился 24 сентября 1936 года в пос. Заря Тегульдетского района Томской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1959 года, кандидат в члены ЦК КПСС в 1986-1990 годах. Избирался депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР (1984-1989) от Хакасского автономного округа, народным депутатом СССР от Зольского национально-территориального избирательного округа №540 Кабардино-Балкарской АССР. Кандидат экономических наук. Заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС в 1967 году

Евгений Александрович в 1956-1960 годах служил в армии. С 1960 года работал мастером-машинистом буровых станков, мастером-электриком, секретарем комитета комсомола завода.

С 1962 года находился на партийной работе в Красноярском крае: был инструктором, заведующим отделом райкома партии. В 1969 году был избран вторым секретарем Кировского райкома партии, затем работал вторым секретарем Красноярского горкома КПСС, заведующим отделом Красноярского крайкома партии.

В 1981 Е.А. Елисеева пригласили на работу в аппарат Центрального комитета КПСС, где он трудился до 1983 года инструктором отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС.

В 1983 году был направлен первым секретарем Хакасского обкома КПСС, а в 1985 году - первым секретарем Кабардино-Балкарского обкома КПСС вместо ушедшего на пенсию патриарха партийной работы Т.К. Мальбахова.

В 1990 году Евгений Александрович снова был переведен в Москву членом КПК при ЦК КПСС, и в том же 1990 году был назначен ответственным секретарем Центральной Контрольной Комиссии КПСС. В том же году его назначили заместителем председателя Центральной Контрольной Комиссии КПСС.

Евгений Александрович дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, делегатом ХХУ11 съезда КПСС и Х1Х партийной конференции КПСС. Был кандидатом в члены ЦК КПСС, членом Центральной контрольной комиссии КПСС. Родина посчитала, что он вносил ощутимый вклад в развитие страны и наградил его орденами Октябрьской революции, Трудового Красного знамени и «Знак Почета».

Борис Зумакулов, уехавший по заданию партии в Афганистан при Мальбахове, вернулся уже при Елисееве. В. Коков был вторым секретарем. «Елисеев, конечно, не Мальбахов, но работать с ним можно». Борис Мустафаевич характеризует его в своих воспоминаниях, как руководителя доброжелательного к Кабардино-Балкарии. Они с В. Коковым, помогали ему занять пост заместителя председателя Комитета партийного контроля СССР. Коков и впоследствии не раз помогал попавшему в трудную жизненную ситуацию Елисееву материально, в том числе и официально – через принятие постановления Правительства КБР.

На самом деле, за время пребывания Елисеева на посту первого секретаря обкома партии, республика продолжала наращивать успехи. Так газеты отмечали, что республика за это время достигла неплохих темпов прироста объема производства и производительности труда в промышленности – соответственно 5,6 и 5,7 процента в год. Многие промышленные предприятия стабильно выполняли договорные обязательства. Все колхозы и совхозы республики работали прибыльно, уровень их рентабельности в 19909 году по сравнению с 1985 годом возрос в три раза и составлял 42,7 процента.

В те годы серьезное внимание уделялось производству товаров народного потребления на предприятиях республики и, даже, в сельскохозяйственных предприятиях. Прирост этого производства в год составлял в среднем 11 процентов. Возросли и платные услуги, увеличились темпы прироста капитальных вложений.


На снимке: Е.А. Елисеев с Б.К. Чабдаровым перед первомайской демонстрацией трудящихся в Нальчике. 1986 год.

Вроде все нормально, однако проблем было много, и они или медленно решались, или вовсе задвигались в глубокие ящики. Главное из них – плохое обеспечение населения продовольственными продуктами. Люди возмущались, что производимое сельчанами и перерабатывающими предприятиями продукция вывозится за пределы республики, местным жителям приходится выкручиваться. Здесь всесильные партийные органы обязаны были бить в колокола, теребить Госплан СССР, РСФСР, увеличивать фонды для торговли, но обком лишь разводил руками.

Е. Елисеев за все время пребывания в республике лишь один раз провел пресс-конференцию, и автор этих строк присутствовал на нем, как сотрудник редакции газеты «Кабардино-Балкарская правда», и обратил его внимание руководства на то, что мясо в государственной сети купить практически невозможно из-за того, что работники магазинов продукцию реализуют из-подполы. Спросил, нельзя ли продавать мясо и мясопродукты по талонам, как это делалось тогда со сливочным маслом? Не ожидавший каверзных вопросов партийный босс не понарошку рассердился и здесь же устроил разнос заместителю председателя Совета Министров Туркинову А.Т. за то, что в торговле творится хаос. Было смешно на это смотреть, если бы не было так грустно.

В этом и был весь стиль работы Е.А. Елисеева с первого же дня приезда в республику. В начале своей работы он также сажал в микроавтобус ответственных работников обкома партии, Совета Министров и ездил по городу. Мог остановить машину в людном месте, «заметить» какой-нибудь недостаток и начинать громко «песочить» подчиненных, строго спрашивая с виновных за плохую работу. Такие обструкции подчиненным он устраивал в рабочих столовых, в продовольственных магазинах, ставя в неудобное положение солидных ответственных работников. Таким дешевым способом авторитета не заработаешь. Он, в конце концов, это понял, но привычки нет-нет да всплывали, как, скажем, в случае на пресс-конференции.


 
На снимке: возложение цветов возле Вечного огня. Слева: Б.К. Чабдаров, М.И. Докшоков, Е.А. Елисеев.

Кстати, в начале той пресс-конференции он продекларировал, что такие встречи с представителями СМИ будут регулярными, но больше ни одной встречи не было.

Трудно сказать, что в период пребывания в Кабардино-Балкарии Е.А. Елисеев пользовался большим успехом у населения и коллег. Опытнейшего, вдумчивого и масштабно мыслящего Т. Мальбахова он не мог затмить ни кругозором, ни методами руководства. За пять лет он так и не постиг менталитет народов, проживающих в республике. Он был человек мнительный, несдержанный и не был склонен к анализу происходящего. Бывший председатель Совета Министров КБАССР М.И. Докшоков, честный и прямолинейный политик, в своей книге «Главная привилегия – ответственность за других» дает нелицеприятную оценку деятельности первого секретаря и приводит массу фактов, подтверждающие непригодный стиль его работы.

Кто ему советовал применять низкопробные методы, доподлинно неизвестно. Остается предполагать, что это были силы, которые добились отстранения Т. Мальбахова – партийные функционеры из ЦК партии наиболее низкого уровня, типа инструктора ЦК и куратора Кабардино-Балкарии Алехина. Он и его сподвижники, в том числе и благодетели из нашей республики, продолжали начатую еще при Мальбахове работу, главной целью которой было опорочить Мальбахова и республику. Для этого в очередной раз запустили весь компрометирующий материал, который был собран людьми Алехина.

Однако, десять дней упорной работы представителя КПК и Алехина ничего не дали, все обвинения были сняты, так как были высосаны из пальцев. Алехин, Елисеев и иже с ними забеспокоились. Как же, руководству страны преподносилось, будто в Кабардино-Балкарии преступник сидит на преступнике, а до сих пор никто не наказан. Так возник вопрос о первом заместителе председателя Совета Министров республики И.И. Казакове. Как утверждают знающие люди, претензии к нему были пустяковые и не связанные лично с его персоной. Елисеев задумал его освободить. При этом он совершенно правильно рассчитал, что такой порядочный человек, как И.И. Казаков не станет сутяжничать, писать претензии наверх, подавать в суд.

При Елисееве наибольшую остроту получила борьба с балкарскими женщинами, которые со своими детьми, бросив все домашние дела, вязали шерстяные изделия и продавали их приезжим, чтобы как-то улучшить условия жизни своих семей. Боролись с теми, кто в своих подворьях держал лишнюю скотину, кто в своих огородах выращивал и продавал фрукты и овощи. Бескомпромиссной была борьба с застройщиками частных домов, особенно с теми, кто превысит дурацкую норму в 64 квадратных метров на семью – таких заставляли сносить строения.

В конце 80-х годов политическая ситуация в стране, как все помнят, обострилась. Остро стали вопросы межнациональных отношений. В нашей республике все чаще возникали разговоры о разделении республики по национальному признаку, и это было чревато серьезными, далеко идущими последствиями. Наверху правильно рассудили, что с новейшими проблемами довольно одиозному Елисееву не справиться, и забрали его в Москву.

Зумакулов Б.М. о своем соратнике Елисееве Е.А.:

В перестроечные годы в республику первым руководителем приехал Елисеев Евгений Александрович. В это время я был на Афганской войне, и мне было очень трудно осознать тот факт, что кто-то мог заменить Мальбахова Т.К., человека, проработавшего почти 30 лет на посту руководителя республики, крупного и авторитетного деятеля, про которого образно говорилось, что «...В Кабардино-Балкарии даже листья на деревьях шелестят по его велению». А тут вдруг откуда-то из мало известной нам всем Хакасии прибыл управлять кабардинцами и балкарцами «какой-то хакас».

Когда я вернулся из Афганистана на свою должность секретаря обкома партии, Коков В.М. уже работал секретарем обкома партии по сельскому хозяйству и был знаком по работе с Елисеевым Е.А. Понимая мое состояние, при первой же встрече Валерий Мухамедович мне по-братски сказал: «Да, Елисеев не Мальбахов, и чувствуется, он приехал сюда не по своей воле, но намерения у него добрые, и надо ему оказать помощь и поддержку». И Коков оказался прав - Елисеев старался не навредить, не порушить традиционно установившиеся отношения в обществе. И мы несколько лет работали дружно и в полном согласии. Но, когда подули холодные ветры, принесшие с собой мутные волны националистических настроений, началась митинговая демократия. Центр начал искать выход из положения. И он был найден. Елисеева Е. А. перевели в Москву на работу в Аппарат КПК при ЦК КПСС. Он как первый секретарь обкома КПСС оставил в республике хороший след и это не забывается.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин