Гемуев Ако Джумакуевич

                                                 Гемуев Ако Джумакуевич


Ако Джумакуевич Гемуев -
советский партийный и государственный деятель. Работал председателем исполкома Балкарского округа (1922г.), в 1927-1930 годах - заместителем председателя Кабардино-Балкарского облисполкома. Был репрессирован сталинской администрацией и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1974 году. По национальности балкарец. Был членом Центрального исполнительного комитета СССР IV созыва.

Ако Джумакуевич Гемуев родился в 1885 году в селении Думала Терской области в зажиточной семье. Его рано стали беспокоить вопросы социальной справедливости. Изучив программу действий революционно настроенных групп на Кавказе, он убедился в необходимости организации борьбы за социальную справедливость, за будущее своего народа. Ако Гемуев занимался разъяснительной работой в балкарских населенных пунктах, агитировал соплеменников на бескомпромиссную борьбу.

Результатом такой деятельности стало то, что в 1916 году он был отправлен в ссылку. В записке генерал-лейтенанта Флейшера по поводу его ареста комментировалось: «…был выслан из пределов области... согласно моему представлению от 24 марта 1916 г. № 1031 за подстрекательство жителей к неисполнению распоряжений главнокомандующего войсками округа о порядке пользования кабардинскими пастбищными землями, как лицо вредное и опасное для общественного порядка и спокойствия».

Революция освободила его из заключения, и он вновь включился в революционную борьбу, окончательно примкнув к большевикам. В 1918 году он вступил в ряды членов ВКП(б), став одним из первых балкарцев убежденным большевиком.

Приняв всей душой Советскую власть и настойчиво борясь за установление этой власти в Балкарии, он получил народное признание и в 1920 году стал председателем Ревкома Верхнего Чегема. В 1918 году он был избран в состав окружного исполкома и утверждён председателем земельного отдела на IV съезде народов Нальчикского округа. Когда Северный Кавказ заняли белогвардейцы, Ако Гемуев в составе партизанского отряда сражался против них. В 1920 году - он заместитель председателя исполкома, позже – заведующий отделом внутреннего управления окружного исполкома, член ревкома Балкарского округа.

10 октября 1922 года, при формировании органов власти Кабардино-Балкарии, Ако Джумакуевич был назначен председателем исполкома Балкарского округа и избран членом ЦИК КБАО. С 25 мая 1923 года он работал заместителем председателя Центрального Исполнительного комитета Советов КБАО. Б.Э. Калмыков тогда ценил усилия А.Д. Гемуева по укреплению Советской власти, его работу с балкарским населением, защищал его. В марте 1925 года, выступая на втором пленуме ЦИК КБАО, он говорил: «Есть очевидцы, которые были свидетелями событий, имевших место в Пятигорске, когда «мне пришлось сорвать погоны с полковника Турчиева, с войскового старшины Михайлова, когда с пристава мне пришлось сорвать погоны и разбить морду князю Абукову, Атажукину и когда меня арестовали и я был перед полевым судом. В каком году это было? …это было в 1912 году. … Если угодно посмотреть архив кабардинского и балкарского народов, это было за Зольские и Нагорные пастбища. Там стоит мое имя и имя Гемуева – он был с нами, он работал с нами. Идите во Владикавказ, в Тифлис, смотрите архивы. Там записано, кто работал, и кто имеет отношение к революции».

С 25 апреля 1927 по 24 мая 1930 года Ако Джумакуевич работал заместителем председателя Кабардино-Балкарского облисполкома, был членом бюро обкома ВКП (б), а также Крайисполкома, ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР

Он сделал много полезного для народа. Трикотажные мастерские, построенные под его руководством и инициативе во всех балкарских районах, служили людям до депортации 1944 года. Под его руководством была построена дорога по Баксанскому и Чегемскому ущелью, школы, дома.

Однако, в последние год, полтора всесильный Калмыков заметно охладел к своему соратнику, стал придираться по мелочам, одергивал прилюдно. Гемуев поднимал вопросы, связанные с улучшением жизненных условий и быта балкарцев, защищал их интересы, занимался другими вопросами государственной важности. Например, 22 декабря 1928 года на заседании бюро обкома ВКП (б) Гемуев выступал с докладом «О ходе подготовки к перевыборам Советов». Со многими подобными проблемными вопросами Гемуев часто выступал на бюро обкома и на заседании президиума облисполкома. Особенно часто ему приходилось возглавлять рабочие группы по вопросам балкарских населенных пунктов, вносимым на заседание облисполкома. Все недостатки и упущения по ним выставлялись как недоработка Гемуева. Травля одного из видных руководителей продолжалась на партконференции, собраниях и на страницах областной газеты.

Член ЦКК Грузель детально расследовал одно из заявлений (а их было много) в центральную контрольную комиссию, возглавляемую С. Орджоникидзе, в котором Ако Гемуев назван опасным контрреволюционером. Грузель в своей «Докладной записке» опроверг все обвинения против Ако, отметив, что «со стороны Гемуева есть только наличие смазывания классовой линии и установка в своих выступлениях и поступках на интересы балкарского народа. Но для объективной оценки данного заявления необходимо учесть то обстоятельство, что против Гемуева ведётся на протяжении пяти лет групповая война, и его всеми силами стараются дискредитировать». Следует также заметить, что результаты этой проверки и выводы Грузеля практически ничего не изменили.

9 августа 1930 года Ако Джумакуевич был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению по статьям 58-2 (вооруженное восстание), 58-11 (участие в контрреволюционной организации) УК РСФСР, а буквально через месяц, 7 сентября 1931 года, без серьёзных на то обстоятельств и доказательств вины приговорён к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение. Вместе с ним были расстреляны Гемуев Магомет Джумакуевич, Малкандуев Озюк Яхъяевич, Геграев Хасан Зашуевич, Суншев Кумук Тенгизович и Абуков Али Хасанович.

Находясь в чекистских застенках А.Д. Гемуев знал, что он приговорён. 11 августа 1930 года он собственноручно писал: «… Балкария, все эти годы получала какие-то крохи, в десять раз меньше того, что ей выделялось. Об этом я неоднократно говорил членам обкома в исполкоме и, в частности, т. Калмыкову. В 1928-ом году балкарские окружные работники поставили вопрос ребром перед секретарем обкома тов. Павалюхиным о том, чтобы обратили серьезное внимание на хозяйственно-культурную отсталость трудящихся Балкарии, на то, что Балкария мало что получает из средств, выделяемых из края и центра и, если так будет продолжаться, необходимо выделить Балкарию в самостоятельную автономию. Когда об этом узнал Калмыков, на другой же день весь руководящий состав Балкарского округа был разогнан им и заменён другим. Подобраны им были подхалимы» (ЦДНИ КБР. Ф. 1. - Оп. 33 - Д. 35. - Л. 144).

В чем же конкретно обвиняли Гемуев? Пунктов обвинения в семи томах обвинительного заключения много, все перечислить невозможно, но сам Ако Гемуев признал, что он выступал за самоопределение Балкарии и был категорически против идеологии поспешной и насильственной коллективизации. Этого было достаточно, чтобы обвинить его во всех смертных грехах.

Чтобы никому не повадно было перечить Калмыкову, слово «гемуевщина» вошло в обиход совещаний, заседаний и встреч. Говорят, Калмыков сделал ложный донос на Гемуева в краевой НКВД и это стало основанием для его травли. Этот факт не подтверждается, но есть документы расширенного заседании бюро областного комитета ВКП (б), куда Калмыков, для устрашения возможных инакомыслящих, специально пригласил начальника особого отдела полномочного представительства ОГПУ по Северо-Кавказскому краю Курского, который выступил с обширным докладом в связи с делом Гемуева.

От революционной деятельности А.Д. Гемуева пострадали и его ближайшие родственники. В годы Гражданской войны, деникинцы, войдя в село героя, наказали отца Ако ста палочными ударами, от которых тот вскоре скончался. Тогда же сожгли дома всех Гемуевых, пыткам и издевательствам подверглись родные и близкие, расстрелян был брат Каплан. Его брат Магомет (1895 — 1931), также ставший на свою беду революционером и партийным деятелем, был расстрелян вместе с Ако Джумакуевичем.

А. Гемуев был женат, ее звали Фатимат Саламгериевна. У них были дети: Исмаил, Алий, Ахмат, Хамзат, Хамит и Мария.

Нельзя сказать, что имя Ако Гемуева предано забвению. О нем достаточно подробно писали известный юрист А. Сарахов, писатель А. Кучмезова, учёный О. Айшаев, есть много документов архивах.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин