Кудаев Черим Карамурзович

 

Кудаев Черим Карамурзович


Черим Карамурзович Кудаев – известный советский государственный деятель. В
1944-1951 годах работал Председателем Президиума Верховного Совета Кабардинской АССР. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Он родился 1 сентября 1909 г. в поселке Чегем Первый Чегемского района в многодетной крестьянской семье. Свою трудовую деятельность он начал в 1928 году рабочим-землекопом на строительстве шоссейной дороги Нальчик-Пятигорск.

В 1931 году Черим Карамурзович поступил в строительный техникум по производству стройматериалов в городе Ростове-на-Дону, по окончании которого работал мастером Мариупольского прорабства, и вскоре стал его начальником.

Вернувшись в родную республику в 1935 году, продолжил работать в родном пемзовом руднике в качестве начальника строительства механизированного блокзавода. Ч.К. Кудаев много сделал для развития промышленности строительных материалов, возглавляя строительство известкового и цементного заводов. Затем, молодой и инициативный специалист, неутомимый и грамотный работник был выдвинут на ответственную должность заместителя наркома, а позже – и наркомом местной промышленности КБАССР. Вскоре Черим Карамурзович был избран депутатом Верховного Совета КАССР по Аушигерскому избирательному округу.

В 1940 году Черим Карамурзович окончил в Москве промышленную академию, после чего работал начальником дорожного управления КБАССР, заведующим промышленно-транспортным отделом обкома партии. А в годы Великой Отечественной войны был одним из организаторов партизанского движения в Кабардино-Балкарии и весь период оккупации республики являлся, комиссаром объединенного партизанского отряда. По данным обкома ВКП(б) и НКВД КБАССР в июле-августе 1942 года в республике из числа партийных, советских и комсомольских работников было организовано восемь партизанских отрядов общей численностью до 500 человек.

Особенность деятельности партизанских отрядов в Кабардино-Балкарии определялась характером боевых действий в условиях предгорной зоны и высокогорья. Было признано целесообразным осуществлять боевые действия не в глубоком вражеском тылу, как это было в Белоруссии и на Украине, а «находиться при воинских частях и выполнять приказы их командования». Тем не менее, партизаны действовали и в тылу врага, и на линии фронта вместе с военными


С первых дней начала боевых действий на территории республики, партизаны Кабардино-Балкарии активно включились в борьбу против немецких захватчиков. Так, 25 августа 1942 года, Баксанский партизанский отряд совершил налет на военный склад, расположенный в селении Баксаненок. Без потерь отряд вернулся на свою базу с богатыми трофеями. 18 сентября 1942 г. группа партизан Нагорно-Зольского отряда напала на румынское подразделение, которое заготавливало сено между селениями Верхний Куркужин и Сармаково. В результате было убито 6 оккупантов и ранено четыре, захвачено двадцать подвод, пять винтовок. В штаб второй гвардейской стрелковой дивизии были доставлены три пленных с картами и документами.

Первым крупным боевым успехом партизан Кабардино-Балкарии явилось нападение на гитлеровский гарнизон, располагавшийся в селении Каменномостском. По данным руководства партизанского движения республики в этом бою погибло 160 солдат и офицеров врага, ранение получило более 30 человек, но также были потери и со стороны партизан.

После разгрома немецкого гарнизона в Каменномостском было принято решение об объединении партизанских отрядов Прохладненского, Баксанского и Нагорно-Зольского районов. Оно было осуществлено 15 октября 1942 года.

Вот тогда командиром объединенного отряда и был утвержден бывший председатель Прохладненского райисполкома Г.М. Царяпин, комиссаром – Ч.К. Кудаев. 17 октября областной комитет партии образовал подпольный обком ВКП(б) во главе с А.Ш. Фокичевым. Боевой успех в разгроме военного гарнизона противника в Каменномостском воодушевил партизан на новые операции. Так, 1 ноября 1942 г. объединенный партизанский отряд вместе с партизанским отрядом г. Кисловодска, провел дерзкий налет на селении Хабаз, в котором непосредственное участие принимал и Черим Карамурзович, воодушевляя бойцов своим мужественным поведением. В трехчасовом бою фашисты потеряли убитыми 82 солдата и офицера, кроме раненных.

Вскоре после этой операции по приказу руководства партизанским движением, объединенный Кабардино-Балкарский партизанский отряд был передислоцирован в район Лескенского фанерного завода, где находилась его основная база.

Воодушевленные героизмом защитников Сталинграда, партизаны Кабардино-Балкарии значительно усилили натиск на врага. Они провели очередные налеты на гитлеровские гарнизоны.

Черим Карамурзович проводил большую работу по воодушевлению партизан. Кроме того, будучи отважным человеком, физически развитым и выносливым, он всегда находился в гуще всех проводимых операций.

После освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских захватчиков, Черим Карамурзович был направлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, но в 1944 году обком КПСС отозвал его и рекомендовал для избрания Председателем Президиума Верховного Совета республики. На этой высокой государственной должности он показал себя истинным государственником, умеющим вычленять главные задачи и направлять усилия органов исполнительной власти на их безусловное выполнение. Председателем Президиума Верховного Совета Кабардинской АССР он работал до 1951 года. На этой должности он многое сделал для восстановления разрушенного народного хозяйства, преодоления тяжестей послевоенного лихолетья. За эти годы дальнейшее развитие получило законотворческая деятельность Верховного Совета, советы стали более предметно и компетентно заниматься улучшением избирательной системы в республике.


Будучи в почтенном возрасте Черим Карамурзович рассказывал одну интересную историю, которая говорит о крепости его духа и смелости. Он сопровождал в поездке по республике только что присланного из ЦК варяга – первого секретаря обкома партии Мазина. В Тырныаузе их пригласили пообедать – хозяева накрыли стол на живописной поляне. В конце трапезы, как и полагалось, принесли традиционную половину головы, которую Мазин выбросил, обозвав ее собачьим кормом. Черим Карамурзович молча поднялся, поднял упавшее в траву блюдо, аккуратно вытер и объяснил варягу значение данного блюда для местного населения. Тот ничего не понял и захотел снова выбросить блюдо. Черим Карамурзович схватил его за запястье и твердым голосом запретил ему это делать. После этого отношения первого секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета никогда радужными не были.

По правде говоря, они и не могли быть хорошими. С первого дня пребывания в республике, Мазин делал все, чтобы опорочить республику, его руководителей. В Москву он отсылал справки негативного характера. По ним выходило, что до него в республике все было плохо. Он официально отрицал значимость областной партийной организации и его борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, роль партизанских отрядов в защите интересов страны и добился лишения бывших партизан заслуженных наград. А так как Черим Карамурзович был комиссаром объединенного партизанского отряда, он противился такому отношению. Вместе с секретарем обкома партии, бывшим командиром объединенного партизанского отряда Г. Царяпиным он, как могли противостояли этим негативным явлениям, но силы были не равны. Царяпина Мазин освободил от занимаемой должности, он уехал из Кабардино-Балкарии и не возвращался, пока этот варяг здесь работал. Правда, освободить Ч. Кудаева он так просто не мог, все-таки конституционная должность.

В 1951-1959 годах Черим Карамурзович возглавлял управление промышленности строительных материалов. Практически это он заложил основу для развития данной отрасли, очень важной для восстановления разрушенного войной народного хозяйства.

Для развертывания невиданного до этого, огромного промышленного и жилищного строительства. Обком партии поставил задачу полного обеспечения населения местными строительными материалами для скорейшего решения программы обеспечения людей жильем. А в осуществлении этой программы большую роль была призвана сыграть местная промышленность строительных материалов. За годы его руководства управлением, в развитие отрасли были вложены крупные средства, в результате чего в три раза увеличилось производство кирпича, в два раза цемента и гипса. Был начат выпуск метлахских плит и стеновых блоков. Несмотря на это потребность в строительных материалах только росло, так индивидуальное строительство поглощало все ресурсы. Газеты тех лет постоянно освещали ратный труд работников заводов «Задания по производству строительных материалов из года в год перевыполняются, в целом промышленность строительных материалов выполнила в прошлом году план по валовой продукции на 103 процента, по товарной - на 107 процентов и дала 2.331 тысячу рублей прибыли.


Хорошо поработал в минувшем году коллектив цементного завода. Только сверх плана он дал 1.000 тонн цемента. Неплохо потрудились и рабочие Нальчикского пепло-керамического комбината и Вольно-Аульского керамического завода. Комбинат выпустил сверх задания 1,136 штук условного кирпича. Здесь в совершенстве овладели технологией производства пеплоблоков, передовыми приемами. Вольноаульцы выдали сверх задания 1.174 квадратных метра метлахской плитки. С неплохими показателями завершил прошлый год и коллектив алебастрового завода» - писала газета «Кабардино-Балкарская правда» в те годы

Чтобы полнее обеспечить все потребности республики в строительных материалах, в управлении был разработан семилетний план развития предприятий, который утвердили на бюро обкома партии. В соответствии с этим планом производство кирпича было увеличено почти в три раза, черепицы - в два раза, стеновых блоков - в три с лишним раза. Резко возросло производство железобетонных конструкций, том числе для нужд индивидуальных застройщиков. Особое внимание уделялось качеству выпускаемых строительных материалов.

Одновременно велось строительство и реконструкция ряда предприятий. B 1959 году вступил в строй Солдатский черепичный завод мощностью 3 миллиона штук. Все процессы производства на нем были механизированы, в том числе добыча глины, транспортировка кирпича. Значительно улучшилась организация труда и расстановка рабочей силы. На Прохладненском кирпично-черепичном заводе завершили строительство тоннельных сушилок, завод был переведен на круглогодичную работу и объемы выпуска продукции здесь достигли 8 миллионов штук кирпича и одного миллиона штук черепицы.

В 1960 году Черим Карамурзович был переведен руководителем строительства крупнейшего на Северном Кавказе Нальчикского комбината искусственных кож, который был введен в строй в рекордно короткие сроки. По утверждению многих людей, находившихся в те годы на руководящих должностях, если бы строительство этого комбината возглавил не Ч. К. Кудаев, сроки его пуска могли затянуться. Сказался его огромный опыт руководителя, преданность делу, умение работать с людьми и мобилизовать их на трудовые свершения. И еще: для производства проектного ассортимента - обувных картонов - комбинату необходимо было большое количество технической воды. Были запроектированы два водовода: первый с забором воды из реки у селения Белая Речка, второй - у Хасаньи. Белореченский водовод должен был протянут через весь город, а Хасаньинский - через Вольный Аул, реку Нальчик и вниз через Александровку.

Черим Карамурзович, хорошо знавший свой край, усомнился в эффективности такого проектного решения. Водоводы с водозабором у Белой Речки и от Хасаньи до комбината длиной более 12 километров стоили 3,7 млн рублей. Своими сомнениями он поделился с председателем Совета народного хозяйства КБАССР Г.Т. Куликом и убедил его в целесообразности поиска воды прямо на территории будущего комбината. Основным аргументом бывалого руководителя было то, что выполнения обоих проектов в установленные сроки невозможно, а по свидетельству старожилов, в этих местах была вода. Предсовнархоза поддержал идею и выделил 150 тысяч рублей на пробное бурение. Кадров для осуществления такой работы в республике не было. Однако, Черима Карамурзовича таки «мелочи» остановить не могли: уже через десять дней привез из Ростова-на-Дону гидролога с оборудованием и бурового мастера. Пробную скважину решили бурить прямо посреди еще даже не огороженной территории будущего комбината на глубину 70 метров.

Через два месяца на глубине 42 метра нашелся водоносный слой, который оказался обильным. Вода оказалась великолепной. Кроме удешевления проекта за счет отмены строительства неоправданно длинных водоводов, вода на территории гарантировала выполнение задания правительства о пуске первой очереди комбината через год после начала строительства, что было выполнено. Были сохранены жилые районы Вольного Аула и Александровки. Проект пересмотрели. Для комбината запроектировали артезианские скважины стоимостью 900 тыс. рублей прямо на территории комбината. Ч.К. Кудаев вместо 4 проектных скважин технологической воды бурит шесть с расчетом отказа от городского водопровода для будущего микрорайона «Искож» и обеспечения его водой из водозабора комбината. Позже были пробурены еще две скважины. Всего, таким образом, за счет средств комбината было пущено в эксплуатацию восемь артезианских скважин — четыре для комбината и столько же для города. В настоящее время микрорайон «Искож» полностью обеспечивается водой из этих скважин и это самая лучшая вода в городе. Так он поставил себе памятник еще при жизни.


Ч.К. Кудаев, будучи пенсионером, работал заместителем директора домостроительного комбината и лишь в 1976 году ушел на заслуженный отдых. Он принимал активное участие в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии. Организовал и многие годы возглавлял правление Кабардино-Балкарского республиканского Совета ветеранов войны и труда, многократно избирался членом обкома партии, в том числе семь лет был членом бюро, депутатом Верховного Совета РСФСР, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, дважды избирался депутатом Верховного Совета КБАССР, много раз - депутатом Нальчикского городского Совета депутатов трудящихся.

На всех участках работы Ч.К. Кудаев показывал пример четкой организованности и умелого исполнения служебных обязанностей, патриотизма, честности, принципиальности, уважительного отношения к подчиненным и окружающим.

За активное участие в Великой Отечественной войне, большой вклад в социально-экономическое развитие республики Ч.К. Кудаев удостоен высоких государственных наград - орденов Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, 15 медалей. Его заслуги отмечены также многими почетными грамотами и другими знаками отличия. Он - Почетный гражданин столицы республики, Почетный директор средней школы №18 города Нальчика. Его именем названа одна из улиц родного города Чегем.

Будучи в преклонном возрасте, он принимал участие в организации и работе первого съезда рода Кудаевых и был избран почетным председателем родового Совета. Мы с удовольствием принимали его советы, прислушивались к его мнению и всегда ценили его, как старшего, уважаемого в республике человека. 2 февраля 2001 года, на 92-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни скончался наш старший брат, видный государ­ственный деятель Черим Карамурзович Кудаев. Он всю свою жизнь посвятил родной республике, много сделал для ее процветания, был для многих добрым другом, товарищем, наставником.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин