Крупный специалист в области национальных взаимоотношений (Болотоков Виталий Хамацевич)
Крупный
специалист в области национальных взаимоотношений
(Болотоков Виталий Хамацевич)
- Один из обаятельных людей, человек добрейшей души был Виталий Болотоков. Мы уже учились на филологическом отделении КБГУ, когда молодой, энергичный, симпатичный и уверенный в себе Виталий поступил на историческое отделение КБГУ. Это было в 1971 году. Еще год мы присматривались друг к другу, затем познакомились и больше уже не выпускали друг друга из поля зрения и крепко подружились.
Хотя Виталий
поступил на год позже, он был старше меня на год. Он уже успел поработать
рабочим завода «Севкавэлектроприбор» и считал, что это
значительно обогатило его, искренне гордился, что имеет
звание рабочего. В
четвертом общежитии, где мы
жили, всегда
было очень
шумно. Нужно
было иметь
огромное желание, исключительное стремление к познанию, чтобы
суметь там заниматься. Каким-то образом Виталий смог получить отдельную
комнату в конце коридора на первом этаже, и его постоянно можно было увидеть с
книгой в руках. Книгами была прямо-таки завалена его комната, и там преобладала
философская литература, то есть чуть ли не с первых же дней после поступления в
университет он целенаправленно занимался философией, а позже - изучением
проблем национального самосознания.
Попутно
замечу, тогда это было подобно самоубийству - в самую жаркую пору
тоталитаризма. Ведь национальное самосознание проявлялось лишь на «кухне», да
на студенческих вечеринках и особенно после стакана ♦ горячительного». Покойный Анатолий Барсуков, единственный тогда специалист в республике по национальным отношениям, бывший научный
руководитель В. X. Болотокова, при мне часто говорил своему подопечному, что
стоит ему только поменять тему или хотя бы тональность изложения материала, и с
защитой диссертации проблем не будет.
Виталий
категорически отказывался, будучи убежденным в своей правоте и,
соприкоснувшись с кладезем нетронутых проблем повышения национального самосознания,
больше от этой темы уже не уходил до конца жизни. И, хотя он так и не защитил
докторскую диссертацию, тем не менее стал признанным авторитетом в своей
области. Я был свидетелем профессионального спора Виталика (так мы называли
его) с Рамазаном Абдулатиповым. Они учились вместе в Ленинграде в докторантуре,
Рамазан тогда еще не был такой известной личностью. Я проездом в Петрозаводск
заехал к Виталику и дал уговорить себя остаться на ночь.
Разговор
зашел на профессиональные темы. Не скажу, что я чистый профан в этой тематике -
позже я в своих скромных исследованиях не раз ее затрагивал, но профессионально
участвовать в споре, честно скажу, не мог. Виталик злился. Дело в том, что по
своему восприятию мироздания, по уровню знаний, он стоял значительно выше
здорового прагматизма Р. Абдулатипова и выходил из себя от того, что тот никак
не может подвигнуть собеседника возвыситься до научного обобщения фактов и
явлений, и в какой-то момент в сердцах бросил ему:
«Тебе только
чиновником от науки работать!»
Мы все
рассмеялись, спор был окончен. Потом я часто вспоминал вывод Виталика,
«открывшего» ему стезю высокого чиновника. В первый приезд Р. Абдулатипова в
Нальчик я напомнил ему о ночном разговоре в Ленинграде, и мы от души смеялись.
Свою
докторскую диссертацию по теме «Национальное самосознание: методология и методы
исследования» Виталий Хамацевич шлифовал долго - он был очень требовательным
к себе. Он щедро дарил идеи другим, мог только что родившуюся идею моментально
развить - успевай только записывать. Положения своей диссертации В. X.
Болотоков изложил во многих работах. Виталий неизменно выступал чуть длинее на
всех научных, научно-практических конференциях по данной тематике и делал все,
чтобы и мы активнее участвовали в них. Он выпустил более десятка монографий, я
уже не говорю о том, что только с 1996 года им опубликовано тридцать семь
научных работ. Названия лишь некоторых из них: «Нация и национально-психологический
мир», «Национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья»,
«В поисках парадигмы нации», «Национально-характерологическое измерение
культуры этноса в контексте истории и современности. Этническая культура:
проблема самосохранения в современности контекста», «Синергетическая концепция
этноса: постановка проблемы», «Очерки истории этнической культуры социума».
И все они
значимы, все они удивляют новизной взглядов, смелостью выводов. Например, В.
X. Болотоков и 3. Ш. Суншев в своем исследовании «Этнопсихологические теории в
России», не претендуя на исчерпывающий анализ истории и теории этнической
психологии, предприняли попытку рассмотреть главные направления и специфику
этнопсихологического знания в России 20—30-х годов XX века, определить его
место в системе современной теории и практики межнациональных отношений.
Парадигму
нации он искал и практически, глубоко вникая в суть жизнедеятельности
кабардинского народа не только по фактам истории, но глубоко изучая культуру,
традиции, обычаи. Он активный участник создания Адыгской Международной академии
наук, сам организовал здесь научную лабораторию, где на общественных началах
проводил большую исследовательскую работу. Президент академии, известный ученый
Адам Нахушев высоко ценит вклад Виталия Хамацевича в становление Адыгской
академии, его неуемную энергию, искреннюю преданность делу.
Философия была неотделима от его жизни. «Обязан родителям, что живу, а великим философам, что
жизнь обрела Великий Смысл – Познание», - писал он на полях трудов
Плутарха. И так бесконечные пометки, и только карандашом, ручкой он
не позволял себе портить книгу, на полях большого количества книг, новых, старых,
просто потрепанных, но всегда аккуратно и с любовью сложённых. То, что мировая
философская идея, её дух овладели умом Виталия это и закономерно, и
справедливо. Ключом понимания его феномена, стремления к познанию,
является присущая ему редкая врожденная интеллигентность и возвышенный ум,
неподдельный и чуткий интерес, преклонение перед мыслителями или просто умными
людьми.
Еще в
студенчестве, а тем более, впоследствии, он не просто читал, а как бы вёл
диалог с ними, иногда споря, иногда соглашаясь. Невозможно не заметить, что его
впечатления при этом возрастали пропорционально изученному материалу, а правильнее
сказать таким образом он формировался как учёный. И только теперь
становится ясно, что он, вооружённый философской кладезью, всегда имел явное
превосходство над окружением и на каждый обсуждаемый жизненно важный
или текущий вопрос, давал свои ответы и советы, совсем не типичные, но
подкупающие логикой и широтой точки зрения. При этом Виталий
Хамацевич никогда не пытался возвыситься над собеседником, унизить его.
Виталий
Хамацевич все эти годы преподавал на кафедре философии нашего университета и в
коллективе пользовался непререкаемым авторитетом. Не понаслышке знаю, с каким
уважением к нему относились такие маститые ученые, как Салих Эфендиев, Владимир
Гетигежев, Роберт Кочесоков, Кашиф Унежев, братья Юрий и Руслан Кимовы,
Анатолий Барсуков, многие другие. Любили его и студенты - за то, что он по
мелочам «не цеплялся», относился к ним доброжелательно. Любили его в семье:
супруга, его красивые и умные девочки, братья, сестры - за его ласку, добро,
бесконечно чистые и возвышенные чувства.
Любили его и
мы, друзья. В любое время дня и ночи, по любому вопросу мы могли рассчитывать
на его бескорыстную помощь. Всегда неожиданными и приятными были его ночные
визиты в наши квартиры, и причина всегда была одна: я тебя давно не видел.
Бесконечно верный дружбе, он никогда не отягощал своих друзей заботами о себе,
какими-нибудь просьбами, зато сам готов был снять с себя последнюю рубашку.
Он был легкий
в общении, казалось, его не волнует происходящее вокруг, всегда был озабочен
своими научными проблемами, интересами друзей и семьи. Поэтому однажды я был
поражен, когда во время пребывания в санатории он приехал проведать меня, да
так и остался на ночь - за разговором она пролетела совершенно незаметно. Но
поражен я был тем, как глубоко он вникает и знает вопросы государственного
устройства, принципы и условия развития республики в переходный период.
Оказывается, Виталий внимательно следил за ходом общественно-политическое с
развития республики того периода и давал довольно точные характеристики
публичным политикам. Жаль, что такие важные аналитические качества этого высокообразованного,
умного человека не были использованы на практике - он умер и ему было лишь
сорок восемь.
Самыми
тяжкими и для нас, и для него самого были последние месяцы его жизни. Тяжкая
болезнь приковала его к постели и больше не отпустила.
Никогда не
постучится Виталик в нашу квартиру, никогда уже вместе на целый день не
заберемся в какой-нибудь прелестный уголок природы. Но никогда и не забудем мы
этого умного, щедрого, доброго и отзывчивого друга.
2005г.
х
х х
Прошли годы. В Кабардино-Балкарию с визитом пожаловал
министр России по делам национальности Рамазан Абдулатипов. Как и предрекал
Виталий Болотоков, он стал крупным чиновником федерального значения. В тот день
он выступил перед руководителями исполнительных и представительных структур
нашей республики, и уже выходил из зала, когда заметил меня, стоящего возле
выхода. Я уже отмечал, что мы виделись у Виталика в докторантуре – в тот вечер
он делил с нами хлеб-соль. Виталик был хозяином дома, я – гость, поэтому быть
виночерпием пришлось Рамазану. Видимо, запомнил.
- Ты же Володя? – обратился он ко мне, - друг Виталия?
И обернувшись к В.М. Кокову, который следовал за ним,
сказал ему:
- Представляете, Валерий Мухамедович, вот он и Виталий
Болотоков однажды заставили меня всю ночь быть виночерпием! – И став серьезным
добавил: «Мне очень не хватает этого обаятельного друга».
2024г.
Комментарии
Отправить комментарий