Талантливый руководитель с трагической судьбой (Водахов Асланбек Абисалович)
Асланбек Абисалович родился в 1903 году в селении Коголкино (ныне селение Урух Лескенского района) Нальчикского округа Терской области в семье крестьянина-бедняка. Социальное происхождение открыло ему широкую дорогу к профессиональному и карьерному росту. Энергичность и добросовестное отношение к своим обязанностям позволили одаренному молодому человеку еще в молодом возрасте стать одним из крупных общественно-политических деятелей Кабардино-Балкарской области в период глобальных изменений в стране. В 1926 году, в возрасте 22 лет, он уже стал членом ВКП(б), к тому времени успел окончить КУТВ. До этого, еще в 1920 году он служил добровольцем в рядах Красной армии.
Все это вместе взятое, да еще его неуемная энергия, чувство востребованности и уверенность в своих действиях, высокая эрудиция открыли Асланбеку Абисаловичу путь в большую политику и к высоким должностям.
Так, например, с 1926 году Водахов А.А. работал в должности инструктора облисполкома. Здесь он получил необходимый опыт работы с людьми, изучил ключевые требования к советским и партийным работникам, учился на вечерних курсах красных руководителей. Напористого и грамотного парня заметили и в 1926 году он был избран секретарем Кабардино-Балкарского обкома ВЛКСМ. С 1927 года постоянно избирался членом областного комитета партии и облисполкома. Был членом бюро обкома партии. Бессменный руководитель республики и областной партийной организации того периода Бетал Калмыков доверял Асланбеку бесконечно, поручал ему лично самые серьезные дела.
В 1928 году Асланбек Абисалович назначен на должность заместителя заведующего областного земельного управления, а вскоре стал начальником данного управления. 8 августа 1930 года А.А. Водахов был назначен заместителем председателя Кабардино-Балкарского облисполкома (Протокол №19 заседания бюро КБ обкома ВКП(б) от 8 августа 1930 года). Тем же постановлением он был освобожден от от обязанностей начальника ОБЛЗУ. Ему едва исполнилось 27 лет, но это не мешало талантливому руководителю заниматься масштабными делами. Если учесть, что в те годы существовало только ручное управление и начисто отсутствовал какой-либо опыт социалистического управления регионом, что был дефицит грамотных кадров, становится ясно, что нелегко было всем. Но особенно сложно было Водахову, курировавшему вопросы сельского хозяйства, имущественных отношений и многое другое. Однако он хорошо справлялся с возложенными на него обязанностями. Он имел большой вес в органах власти и управления, с его мнением считались. В одной из характеристик, подписанных секретарем Кабардино-Балкарского обкома партии Б.Э. Калмыковым дается весьма лестная оценка его деятельности: «За время своей работы в Кабардино-Балкарской области тов. Водахов приобрел большой практический опыт, проявляя себя как работник, вполне справляющейся с возложенной на него работой, хорошо ориентирующийся в окружающей обстановке и твердо проводящий в жизнь директивы партии. В партийном отношении тов. Водахов дисциплинирован и выдержан, от Ленинской линии партии никаких уклонов не проявляет, в личном быту тов. Водахов скромный товарищ, пользуется авторитетом как среди партийной массы, так и среди трудящегося населения области» (Протокол №73 заседания бюро КБ обкома ВКП(б) от 17 сентября 1929 года).
В должности заместителя председателя облисполкома Асланбек Абисалович трудился до осени 1934 года – 9 сентября 1934 года он был освобожден, а через месяц назначен заведующим областным управлением местной промышленности. Если учесть, что вся промышленность и электроэнергетика были местного подчинения, становится ясно, что на плечи молодого министра возложили тяжкое бремя. Он энергично взялся за дело и вскоре дела изменились в лучшую сторону. Так, впервые появился генеральный план развития промышленности и электроэнергетики. Связи промышленных предприятий с сельскими коллективными хозяйствами получили системную основу, в республике стали больше внимания уделять подготовке специалистов промышленности из местных кадров. Также Водахов стоял у истоков строительства крупных объектов промышленности. В последующем он занимал и другие заметные должности – был инструктором народного комиссариата пищевой промышленности, заведовал агрокурсами, а с 1935 года и до своего ареста трудился в должности заведующего областным управлением внуторгонов.
Несмотря на молодость, Водахова считали опытным руководителем, и ему часто поручали решение многих сложных дел. В частности, в октябре 1930 года бюро обкома ВКП(б) возложило на А.А. Водахова возглавить избирательную комиссию Кабардино-Балкарии (Протокол №31 заседания бюро обкома ВКП(б) от 10 октября 1930 года). Тогда он работал председателем облисполкома, но широкий круг обязанностей не помешал ему с честью справляться с поставленными задачами на протяжении ряда лет. Избирательной системы тогда не существовало вовсе, брать пример было не с кого, но Водахов с честью справился с поставленной задачей, и вошел в историю республики как второй председатель избирательной комиссии. В тот период выборы Советов проходили в условиях обострения классовой борьбы. Считалось, что антисоветские элементы будут всеми возможностями ускользать от лишения прав избирателей и пытаться протащить в Советы своих кандидатов. В этих условиях на избирательную комиссию и ее председателя возлагались большие задачи политического значения. Например, нужно было создать на местах социально выдержанный, надежный в политическом плане составы избирательных комиссий, правильно составить списки лишенцев с широким привлечением к составлению таких списков рабочих и крестьян.
Водахов А.А. многое сделал для становления Кабардино-Балкарских профсоюзов. Будучи ответственным работником облисполкома, а затем и одним из его руководителей, он на протяжении ряда лет курировал профсоюзы и, наряду с руководством областных профсоюзов, нес ответственность за состояние дел в организации перед обкомом партии. Именно поэтому, наряду с другими обвинениями, ему предъявлялось и обвинение в отсутствии принципиальности, когда в 1922 году троцкистско-зиновьевская группировка врагов во главе с председателем облсовпрофа проводила в области враждебную линию в профсоюзах. Между тем, Асланбек Абисалович был одним из немногих, кто на пленумах облсовпрофа критически высказывался против деятельности группировки профсоюзных деятелей, присланных тогда из Крайсовпрофа.
На какой бы должности не находился А. Водахов, он всегда был в гуще события, всегда занимался общественными работами. Избирался в руководящие органы многих общественных организаций и находил время, чтобы с честью оправдать доверие людей. Он избирался делегатом восьмой и десятой областных партийных конференций, краевой партконференции в 1928 году, что говорит о высоком доверии к нему со стороны партийных органов.
Однако, ни выдержанная, позитивная характеристика руководства области, ни благие дела, ни авторитет в массах не помешала органам НКВД включить его в число врагов народа. Асланбек Абисалович был женат на Куакух - дочери видного революционера, участника Гражданской войны, а затем и руководителя Мало-Кабардинского окружкома Хажумара Карашаева. Арест тестя сначала не сказался на биографии Водахова – но, все же, он не избежал той же участи, что и он. Голословно обвиненный в антисоветской деятельности активный общественный деятель и видный советский руководитель А.А. Водахов погиб от рук собственных соратников.
Как пишет в своей книге бывший прокурорский работник Александр Сарахов, днем 1 февраля 1937 года Асланбек Абисалович на обед пришел домой. В это время ему позвонил председатель облисполкома Черкесов и веле немедленно явиться к нему. Водахов вечером вернулся домой в сопровождении сотрудников НКВД Белинского и еще четырех человек. Водахов уже был арестован, и его привели домой для участия при обыске квартиры. Когда его уводили, он возмущался, негодовал, говорил, что ничего противоправного не сделал. Водахова били, истязали, подвергали допросу конвейером ежедневно. Таким путем он допрошен 26 раз!
Спустя два месяца с работы уволили жену. Следом, ее с двумя детьми выселили из квартиры на улицу, без вещей, без одежды и без надежды. Им пришлось жить в пустующем сарае, но это было только начало ее страданий и мучений.
Спустя примерно неделю Какух разрешили свидание с мужем, надеясь, что уже сломленный Асланбек уговорит жену подтвердить версию следователя. Какух с трудом узнала своего мужа. Он был весь в побоях, левый глаз подбит, губы разорваны со следами засохшей крови. На лице были зарубцевавшиеся борозды ран. Несмотря на то, что Белинский угрожал, Асланбек сказал жене:
- Не верь, жена, никому. Моя совесть чиста, я не враг и об этом народ узнает на суде.
Белинский немедленно прервал свидание, и Водахова отправили в камеру. Какух его больше не увидела. Ровно через десять дней после ареста Асланбека Абисаловича исключили из партии «… как организатора революционной троцкистской националистической группы» и вывели из состава членов обкома партии и ее областного бюро (Протокол №216 заседания бюро КБ обкома ВКП(б) от 10 февраля 1937 года). Вот так бывшие соратники легко открестились от своего товарища.
Вскоре Какух Водахова также была арестована и отправлена в дом предварительного заключения. Детей увезли в неизвестном направлении. 11 января 1938 года ей зачитали постановление «особого совещания», по которому она была приговорена к восьми годам лагерей.
На следующий день, 12 января 1938 года ее этапом отправили в Акмолинскую область Казахстана. Детей - Анатолия и Аркадия ждала ужасная участь. Их увезли в неизвестном направлении. Они были вместе только до Прохладного. Здесь их разъединили и увезли в разные места. Старший — Анатолий оказался в Астраханской области, где его поместили в специальный Детский дом для детей врагов народа. Пятилетнего Аркадия увезли в Сталинградскую область, город Серафимовичи, в спецдетдом. Не захотев смириться с подобной участью, Анатолий бежал из детдома, разыскал брата и дал знать бабушке об их местонахождении. Люль Карашаева, бабушка Анатолия и Аркадия, жена легендарного революционера Хажумара Карашаева, поехала в Москву к М. Калинину, и добилась возвращения внуков домой.
Лишь 12 августа 1946 года, отсидев лишний год, жене Водахова было дозволено вернуться на Родину.
Прошло время, доброе имя А.А. Водахова восстановлено, он реабилитирован. В настоящее время его портрет помещен на стенах Избирательной комиссии КБР, его именем названа участковая избирательная комиссия в родном селении Урух.
Комментарии
Отправить комментарий