Штурмовик вершин судьбы (Залиханов Михаил Чоккаевич)
С Михаилом Чоккаевичем я познакомился в 1988 году во время избирательной компании в Верховный Совет СССР, когда он, впервые в истории Кабардино-Балкарии, выиграл борьбу за депутатский мандат на альтернативной основе. Я стал его доверенным лицом, что автоматически предполагает хорошее знакомство с кандидатом. Сначала я думал, что неплохо знаю его дела, его самого - по многочисленным публикациям, по выступлениям на сессиях Верховного Совета КБАССР, где он был депутатом трех созывов подряд, на пленумах обкома КПСС, но ошибался. Эту колоритную фигуру и содержательного человека я постигаю до сих пор, хотя, думается, мало найдется людей, съевших столько соли с ним. Годы подружили нас, совпадение взглядов на жизнь, общие интересы укрепили эту дружбу.
Когда он в первый раз баллотировался в депутаты Государственной Думы России, снова, будучи его доверенным лицом, я уже уверенно характеризовал и его и В.К. Сохова, призывая голосовать за них, называя их «Два лезвия одного кинжала».
Оказалось, я все еще недостаточно знаю Михаила, не знаю его возможностей, потенциала. Началось все с того, что его назначили председателем Комиссии Госдумы РФ по устойчивому развитию России. Сначала мало, кто осознавал, что за комиссия и чем она занимается, – даже в самых верхних эшелонах власти. Но, Михаил Чоккаевич, со свойственной ему энергией и настойчивостью, организаторским талантом взялся за дело, разработал концепцию устойчивого развития страны и сумел объединить лучшие умы России вокруг перехода страны на рельсы перспективного развития.
Не описать, сколько ему потребовалось усилий для преодоления бюрократических барьеров, различных препон, но он «достучался» вплоть до президента В.В. Путина, доказал, что при ином раскладе наше страна окажется на обочине мирового прогресса и мы останемся сырьевым придатком развитых стран. В его книге «Моя Россия» есть эти убедительно изложенные письма Президенту страны, и они свидетельство настойчивости М. Залиханова на пути достижения цели. Во всяком случае, сердце радовалось, когда на Всемирном саммите в Йоханнесбурге Российская делегация, возглавляемая М.Ч. Залихановым и премьер-министром М.М. Касьяновым, выглядела достойно, а М. Залиханов, выступая, поднимал глубоко продуманные, выстраданные им самим и членами Комиссии, мысли общемировой значимости.
К тому времени в большинстве стран мира уже давно развивалась идея устойчивого развития, фактически возникло новое направление науки, областью притяжения которой является современная цивилизация, но, к сожалению, в нашей стране, до прихода М.Ч. Залиханова в Комиссию, вопросами планирования глобальных проблем мало занимались. Да и кому было заниматься? Понимая, где заложены корни зла, Михаил Чоккаевич уделял много внимания и отдавал немало сил разъяснению сути гайдароэкономики и чубайсоприватизации. А Б. Березовского объявил своим личным врагом и две трети своих выступлений во время своих первых выборов в Госдуму посвящал разоблачению его махинаций.
- Пристрелит, ведь, прекрати, - увещевал я его.
- Пусть пристрелит, но пока такие как Чубайс и Березовский будут делать погоду, порядка в стране не будет, - неизменно отвечал Михаил Чоккаевич. Время показало, что он был прав.
Возглавив Комиссию по устойчивому развитию, он сумел убедить руководство страны, что наличие конкретных планов перспективного развития страны и перспектив ее вхождения в мировое сообщество, крайне необходимо и умудрился лично вручить Президенту страны, подготовленный для него доклад «Научные основы стратегии устойчивого развития России» – чтобы тот потом не смог отвертеться, видимо.
Это один пример его многогранной деятельности, но нужно ли их перечислять сотнями, чтобы показать итог – восхождение к вершине собственной судьбы состоялось. Или нет? Я уже не удивлюсь, если Михаил Чоккаевич еще много раз прославит нашу маленькую Кабардино-Балкарию благими свершениями, умными мыслями, героическими поступками.
Так уже было много раз. Например, первым из нашей республики он стал действительным членом академии наук СССР, да и сейчас он все еще единственный член РАН из нашей республики. Для многих непонятно, зачем ему нужно было заканчивать три факультета КБГУ. Аналогов тому не было, но он окончил физико-математический, инженерно-технический и сельскохозяйственный факультеты, защитил три диссертации. Лишь потом, много лет спустя станет ясно, что не сами дипломы, а именно знания нужны были Михаилу для его будущей деятельности. Скажем, зачем ему строительная специальность? Ответ лежит на поверхности, если знать, что М.Ч. Залиханову часто приходилось консультировать специалистов при сооружении дорог, тоннелей, туристических баз и других объектов в горах – разговаривать со строителями их языком всегда удобно.
И, вот так, абсолютно все его действия продуманы, прочувствованы, просчитаны.
Часто думая об определяющих моментах становления Михаила Чоккаевича как ученого и общественно-политического деятеля, да и просто нормального человека, я пришел к мысли, что все это от его истинно уважительного отношения к старшим. Его сыновней любви к ним. Что это такое, видимо, он понял еще в детстве, когда сам видел, как горцы, соблюдая вековые традиции, отдавали дань почтения старшим, в том числе и его отцу - долгожителю Кавказа, известному восходителю. Позже это проявилось у него по отношению к тем старшим, с кем его сталкивала жизнь. Ему повезло, что все они были «правильные», уважаемые, умные. Если попытаться перечислить, это академик Ю.А. Жданов, бывший первый секретарь обкома партии Т.К. Мальбахов, бывшие предсовмина А.Н. Ахохов и М.И. Докшоков, академик Е.И. Чазов, другие.
Помню, мы часто приходили к бывшему ректору КБГУ К.Н. Керефову. Особых разговоров не было – недуг уже не позволял Камбулату Наурузовичу долгие беседы, но было видно, как он искренне радуется тому, что его высокопоставленный ученик такой добрый и внимательный. Приходили мы в дом и к А.Н. Ахохову и, хотя его уже давно не было в живых, он проведывал его супругу Раису Адамовну, с которой они предавались воспоминаниям о супруге и друге. Тогда все это для меня были лишь трогательные картинки, но позже осознал, что эти встречи наполнены величайшим смыслом, в основе которого лежит почет, уважение, признательность. Оказывается, это мудро бросать на время свои дела и радовать близкого. А Михаил это умеет. Редко он приезжает в республику без того, чтобы не проведать родных и двоюродных сестер и братьев, не побывать в родной сакле в Тегенекли. Да и здесь урвет пол часика, чтобы поинтересоваться у соседей как учится сын, как прошел отел, ожидается ли суровая зима.
Вот такой простецкий человек. Но было бы глубоким заблуждением думать, что он такой простой, что абсолютно все ему дается легко, как это часто изображается в различных публикациях. Нет, за каждым успехом, каждым достижением стоит кропотливый труд, много бессонных ночей, поиски, консультации. А достиг он невероятного. Он – Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, Российской Федерации и ряда других премий, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Ленина, Дружбы народов, «Красной звезды», другими наградами, в том числе иностранными. Является академиком свыше 15 академий наук. Имеет свыше 300 опубликованных работ, в том числе 13 монографий и 32 изобретения, среди его учеников 30 докторов и кандидатов наук.
Фундаментальные исследования, выполненные под его руководством, по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, мониторингу окружающей среды широко известны в России и за рубежом. М.Ч. Залиханов – заслуженный деятель науки Дагестана, Чечено-Ингушской АССР, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, имеет большой опыт общественно-научной работы в ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организациях.
Эти достижения и звания, безусловно, прославляют не только Михаила Залиханова, но и всю нашу республику, за что мы все благодарны ему, но нежное отношение к нему сограждан емко выразил Президент КБР Валерий Коков: «В историю Кабардино-Балкарии имя Михаила Чоккаевича Залиханова – первого и единственного из Кабардино-Балкарии пока академика РАН – вписано золотыми буквами. Я горжусь тем, что являюсь земляком Михаила Чоккаевича. Я горд тем, что рожден на той же земле, что вскормила Михаила Чоккаевича».
Это высокая оценка, но М. Залиханов ее заслужил – своими добрыми делами, своим истинно сыновним отношением к республике, к населяющим ее людям. Заслужил как ученый и политик.
И на той, и на другой ниве М.Ч. Залиханов имеет большие успехи. Секрет здесь, видимо в том, что ученый на самых первых этапах своей деятельности приучает себя к вдумчивому, скрупулезному изучению фактов и явлений, глубоко их анализировать и делать выводы. Ученый М. Залиханов не исключение и эти качества ему сильно пригодились.
Большим политиком не становятся в одночасье, но в отношении Михаила Чоккаевича, как нам кажется, можно установить точку отсчета вхождения в большую политику – это период избрания его народным депутатом СССР, когда на первом же пленарном заседании он выступал с речью, не согласованной с партийными органами, и впервые во весь голос поднял вопрос необходимости реабилитации насильственно переселенных народов. Наряду с этим, он всегда горячо поддерживал М.С. Горбачева, которого хорошо знал уже давно, так как очень верил в затеянную им перестройку. Иногда даже допускал некоторую резкость – это я к тому, что есть немало людей, считающих М. Залиханова слишком мягким человеком.
Так вот, на съезде народных депутатов СССР, комментируя в своем выступлении попытку младшего научного сотрудника Оболенского выдвинуть себя кандидатом в Президенты СССР, Михаил Чоккаевич, под хохот и аплодисменты депутатов, морально уничтожил того, заметив, что «всегда найдется житель экватора, который посоветует эскимосу, как лучше спасаться от холода». Фраза стала летучей, автор – известным. Но дело не в хлесткой фразе, сказанной своевременно, а в позиции: он всегда ненавидит все фальшивое, наносное. Ну, какой был бы и вправду президент огромной страны из малоизвестного и малоопытного младшего научного сотрудника – разве что значительно хуже уже имеющегося.
М.Ч. Залиханов всегда мог четко изложить свою точку зрения, не оглядываясь на всякие авторитеты. Так, когда Б.Н. Ельцин награждал его орденом, он ему сказал, глядя прямо в глаза: «Я не хотел принимать награды из ваших рук, но делаю это лишь потому, что вы первый, кто признал и принес извинения за несправедливую репрессию балкарского народа». А еще раньше, выступая на заседании Верховного Совета СССР, он скажет, обращаясь к М.С. Горбачеву (к тому времени Михаил Чоккаевич уже понимал, что тот ошибался в выборе методов управления): «…в основе межнациональных конфликтов лежат совершенно иные причины. А именно: партийные и советские работники, особенно среднего звена, почувствовали, что ветер перемен коснется и их безбедной жизни, и начали принимать меры, делая при этом главную ставку на национализм. Они пошли на сделку с уголовным миром, они не гнушаются союза и с бывшими полицаями, фашистскими холуями. Вся эта нечисть, с коричневым оттенком, ничем не гнушается – ни поджогами, ни убийствами детей и женщин. Разве у нас нет законов, которые можно в их отношении применить? Вы их не применяете. Вам нравится, когда Вас сравнивают с Иисусом Христом, но в отличие от Иисуса Христа, у Вас есть и власть, и другие возможности. Но вы о них забыли».
Такое может сказать только смелый, чистый и бескомпромиссный человек, глубоко переживающий за судьбу Отечества. Такая же заинтересованность четко прослеживается и в его многочисленных письмах, депутатских запросах, тогда и позже, в качестве председателя Комиссии Госдумы РФ по устойчивому развитию и заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, а адрес первых лиц государства – почти все они опубликованы в книге М.Ч. Залиханова «Моя Россия».
Всего не рассказать, но не могу умолчать об одном этапе политической деятельности М.Ч. Залиханова, когда после больших разочарований в отдельных крупных политических деятелях, он решил уйти с политической арены. Но ему это не удалось, так деструктивные силы, о которых он вещал с трибуны Верховного Совета СССР, пытались осуществить переворот и в Кабардино-Балкарии. Одиннадцать суток тысячи людей держали в осаде Дом Советов в Нальчике, под надуманными предлогами требуя выполнения невыполнимых условий. Кстати, для многих из нас, сидевших в осажденном здании, поведение не раз смотревшего в глаза смерти и в Афганистане, и при многочисленных восхождениях на высокогорные вершины Альп, Памира и Кавказа М. Залиханова, было ярким примером мужественности и спокойствия. Но это к слову, а суть в том, что именно эти события стали толчком к резкому обострению межнациональных отношений, к попытке разделить республику по национальному признаку, что могло привести к непредсказуемым последствиям. Тогда наиболее дальновидные граждане сплотились в Движении за сохранение единства республики в составе России. Сопредседателями этого движения стали уважаемые и авторитетные люди: академик Михаил Залиханов, бывший председатель Совета Министров Кабардино-Балкарии Муса Докшоков и кандидат в вице-президенты КБССР Геннадий Губин.
Практически круглые сутки продолжалась их разъяснительная работа на митингах, по радио и телевидению, в печатных СМИ, в личных беседах, в которых они убеждали людей в пагубности идеи разделения республики. Мир удалось сохранить, был избран первый Президент Кабардино-Балкарии и Михаил Чоккаевич целиком отдался научной деятельности в возглавляемом им Высокогорном геофизическом институте.
Из наиболее значимых событий тех лет и его достижений как директора института, следует отметить то, что Михаил Чоккаевич смог убедить высших должностных лиц Минобороны страны в необходимости создания Высокогорного полигона для отработки авиационной техники и вооружения, в том числе систем наведения, в горных условиях. Такое подразделение было создано у нас и уже через два года на полигоне Центра состоялась демонстрация действий авиатехники в высокогорных условиях, потрясших воображение военных атташе 52 стран мира. После первой чеченской войны по инициативе М.Ч. Залиханова начались исследования по выявлению экологических последствий войны для природы Чеченской Республики и соседних регионов, путей восстановления окружающей среды, но эта работа продолжилась уже без него, так как Михаил Чоккаевич опять вернулся в большую политику, совместно с Артуром Чилингаровым и Юрием Лужковым активно включившись в создание общественного движения «Отечество», в политсовет которого вошел и Залиханов.
Сегодня нет нужды пересказывать историю данного движения, ставшего мощной политической партией, но следует подчеркнуть, что в гуще ее деятельности, как и в работе самой мощной фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ, всегда находился наш земляк Михаил Залиханов, часто задавая тон, являясь инициатором многих полезных начинаний.
Рассказывая о том, почему вопреки однажды принятому решению он вернулся в политику, Михаил Чоккаевич объясняет, что для него нет милее научной деятельности, но «…как можно человеку неравнодушному, болеющему за Россию, замыкаться на исследованиях, отгораживаться от действительности, если совсем неподалеку гремят выстрелы и убивают людей. Если все больше и больше наглеет криминал. Если не решены многие социальные вопросы и люди оказываются униженными вопиющей бедностью и нищетой. Если в конце концов, решается судьба твоей Отчизны!»
В один не очень прекрасный день он понял, что его любимое занятие – научные исследования – тоже под угрозой. Он уверен: коль народ доверил человеку депутатский мандат, коль человеку суждено жить именно в этот период времени, он обязан максимально эффективно использовать свои возможности на благо людей и родной земли.
Таковы некоторые черты характера, образа жизни и мыслей, а также действий нашего земляка и достойного представителя в высшем законодательном органе власти, достигшего невиданных высот и в науке, и в политике, и в спорте, и сохранившего бесценные качества активного штурмовика новых высот своей судьбы.
Единственное, что жаль – это, что я не смог рассказать о его душевных качествах, о том, какой он друг, семьянин…
Комментарии
Отправить комментарий